Страница обновлена 20.07.2017

Образовательные стандарты

                                                                    Родителям о ФГОС                                                                    
 
 
РОДИТЕЛЯМ О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
            Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться  федеральным государственным образовательным стандартом. Такой стандарт утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384).
             Примечание. В соответствии с законом об образовании произошло  изменение названия:  дошкольное образовательное учреждение  теперь  образовательная организация.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.
                 ФГОС ДО  -  это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.
 
                 На основе стандарта разрабатываются  Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
 
                   ФГОС ДО  определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.
      Так,  определено, что Программа  разрабатывается   и   утверждается    Организацией самостоятельно.  Организация сама  определяет  продолжительность пребывания детей, режим работы,     предельную наполняемость групп. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно  обеспечивать развитие   личности, мотивации  и  способностей  детей  в  различных видах     деятельности и охватывать следующие направления  развития  и образования  детей  (образовательные области):
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
   Программа должна состоять из обязательной части и  части,   формируемой участниками   образовательных   отношений (педагогами и родителями (законными представителями).  Рекомендуемое соотношение соответственно:  60% и  40%.
Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.
Требования ФГОС ДО к  условиям  реализации  Программы  исходят из того, что эти условия должны  обеспечивать     полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного,   речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру,  к себе и к другим людям.
           Исходя  из  этого,   сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим,  кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.
                   Требования к  психолого-педагогическим условиям следующие:
- уважение к человеческому достоинству детей,
 
- использование в  образовательной  деятельности  форм  и   методов  работы  с  детьми,  соответствующих  их  возрастным  и    индивидуальным особенностям,
 
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
 
- поддержка инициативы и самостоятельности детей,
 
- защита детей от всех форм физического и психического насилия,
 
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей.
 
   Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических   особенностей детей)    должна проводиться     квалифицированными     специалистами (педагоги-психологи, психологи) и  только   с согласия их родителей (законных представителей).
     Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных   образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного   государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая 2013 г. N 26.
           Требования к развивающей   предметно-пространственной   среде  исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, с учетом национально-культурных,  климатических  условий и возрастных особенностей детей. 
                   Развивающая  предметно-пространственная  среда  должна   быть содержательно-насыщенной,    трансформируемой,        полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
          Требования   к   материально-техническим   условиям  – оборудование, оснащение  (предметы), оснащенность  помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к  материально-техническому  обеспечению  Программы.

 

О требованиях к работе с  родителями

                     В ФГОС ДО сформулированы   требования по взаимодействию Организации с родителями.
 
                   Подчеркнуто,  что   одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),  педагогических  и   иных работников Организации) и детей.
 
  Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
 
            Родители    (законные представители)   должны   принимать   участие  в  разработке    части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
 
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
 
 информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)  детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 Нормативно-правовое обеспечение перехода введения ФГОС ДО

ФГОС
План – график внедрения ФГОС